Экзистенциальная психология И. Ялома

Экзистенциальная терапия представлена  как целостный подход — от теоретической структуры до технических приемов. Психотерапевтам любой теоретической ориентации необходимо знакомство с этим направлением, так как экзистенциальная терапия фокусируется на базисных проблемах существования человека.

Экзистенциальная психотерапия уходит своими корнями в философию Серена Киркегора и феноменологию Эдмунда Гуссерля. Она подчеркивает, что каждый человек уникален и непостижим с точки зрения какой бы то ни было научной или философской системы. У человека есть свобода выбора, что делает его будущее непредсказуемым и тревожащим. Центральная тема экзистенциальной философии — неизбежность смерти.

Определения подхода точны и афористичны: “Экзистенциальный подход является одной парадигмой среди многих других, и ее право на существование определяется ее клинической полезностью”; “Симптомы пациента рассматриваются как ответ на тревогу смерти текущего момента, а не на возбуждение ассоциации с прошлыми травмами и стрессами”. Меня привлекает момент что “В данном подходе делается акцент на осознавании, непосредственности и выборе — акцент, усиливающий эффект воздействия терапевта”. Так как, только осознанное проживание всех позитивных и негативных моментов жизни человека ведет к проработке когнитивных искажений и саморазвитию.

Для каждого из нас важен собственный опыт восприятия окружающего мира, только тогда мы сможем определить свои истинные потребности, которые в полной мере проявляются при взаимодействии со средой и общении другими людьми. Через общение, мы познаем, в первую очередь, себя, благодаря определенным реакциям на внешние раздражители, мы понимаем, как нужно двигаться по своему пути. Эмоции и чувства служат маяками, которые указывают направление. Очень важно прислушиваться к своим ощущениям, в первую очередь, они являются истинными путеводителями, даже если некоторые наши действия кажутся, на первый взгляд нелогичными и спонтанными. В долгосрочной перспективе мы поймем для чего нужны были те или иный действия.  Жизнь складывается так, что нам не совсем понятны ее процессы и научные парадигмы сменяют друг друга, осознанность и время расставляют все по своим местам.

Но рефлексия полезна, особенно, если зафиксированы ощущения что жизнь складывается не так как того хочет индивидуум; наблюдаются частые конфликты, неудовлетворение отношений в одной или во всех сферах жизни. Тогда имеет место быть анализ и наблюдение не только за мыслями, реакциями, эмоциями и чувствами.

Экзистенциальная психотерапия как форма динамической психотерапии использует несколько подходов, чтобы включить осознаваемые и неосознаваемые силы, мотивы и страхи индивидуума и, благодаря этому, добраться до глубинных причин проблем пациента. Другими словами, психотерапевт выявляет какие силы (а также мотивы, страхи) находятся в конфликте у пациента. Какая внутренняя борьба мешает ему жить полноценной жизнью.

Обычно глубинные причины скрыты глубоко в подсознании человека и выманить их наружу, помочь осознать пациенту, непростая задача. Психотерапевту требуется одолеть слои вытеснения, отрицания первичных проблем пациента, чтобы выявить истинные причину формирования большого количества симптомов.

В нашей жизни есть неизбежные моменты, например, как бы мы не хотели игнорировать или избавиться от смерти, она в любом случае наступит. Эти неизбежные составляющие бытия И. Ялом называет «данностями существования». Для положительной психодинамики пациента, психотерапевт выявляет и помогает осознать проблемы принятия той или иной данности существования. Для этого, успешно используется метод глубокой личной рефлексии, она помогает человеку обнаружить в себе отношение к составляющим бытия.

Катализатором процесса рефлексии часто служит экстремальный опыт. Он связан с так называемыми «пограничными» ситуациями – такими, например, как угроза личной смерти, принятие важного необратимого решения или крах базовой смыслообразующей системы.

Когда мы становимся наблюдателями своей жизни, мы возвышаемся над проблемами и концепциями, тогда есть шанс уловить механику существования всего в этом мире. В одной из своих книг, И. Ялом, выделяет основные так называемые «конечные данности», которые: смерть, свобода, изоляция и бессмысленность.

Экзистенциальный динамический конфликт, как говорит И. Ялом, порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных фактов.

Ниже рассмотрим каждую из этих данностей подробнее.

Смерть – самая очевидная конечная данность, большинство людей приводить в ужас осознание своей неминуемой кончины. Но, несмотря на то что мы все умрем мы продолжаем жить и стараемся жить полноценной жизнью. Противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить – это центральный экзистенциальный конфликт. Чтобы справится со страхом смерти человек устанавливает защиту против осознавания смерти, способом отрицания факта смерти. Как мы знаем – любое отрицание приводит к искажению восприятия действительности, для того чтобы обработать это искажение, нужно осознать смерть, как неизбежный конец своей жизни. Принятие поможет заложить фундамент здоровой и эффективной психотерапевтической стратегии.

Смерть – первичный источник тревоги и, тем самым, имеет фундаментальное значение как причина психопатологии. На отрицание смерти у человека уходит очень много энергии.

Мы живем в дуальном мире, жизнь и смерть идут бок о бок, они существуют одновременно. Осознание того что нет жизни без смерти может оказать огромное влияние на наш опыт и поведение. Когда человек игнорирует смерть, он погружается в рутину, становится марионеткой системы, у него нет уверенности в себе, в завтрашнем дне, в следствие этого возникает тревога. Осознание смерти дает смелость индивидууму быть более открытым с окружающим миром, он становится более созерцательным, и старается получать максимум удовольствия от жизни, ищет смысл и значение жизни, другими словами возвышается над бытием.

В исследованиях И. Ялом обнаружил что пациенты, который пережили очень близкую встречу со смертью, начинают смотреть на мир другими глазами. У них меняется восприятие, и они стараются концентрироваться на положительных вещах. В свою очередь, хочу заметить, что имела опыт общения с людьми с различными серьезными заболеваниями, в том числе и раком. Наблюдалось удивительное жизнелюбие у этих людей. Это накладывает определенный отпечаток на формировании новых личных качеств, а открытость, в последствии, приводит к полноценному развитию личности.

Если психотерапевт, соглашается с тем, что сознавание личной смерти может катализировать процесс личностных изменений, значит, его задача – способствовать сознаванию смерти пациентом.

Экзистенциальная терапия Ялома — это динамический подход, в центре которого большое внимание уделяется паталогическим реакциям на факторы, без которых невозможна человеческая жизнь. В основном, работа с пациентом ведется следующая:

  • работа с осознанием смерти,
  • работа с ответственностью и свободой,
  • работа с изоляцией,
  • работа с бессмысленностью.

Основные методы и техники:

  • Десенсибилизацияк смерти. Индивид подвергается воздействию стимула, вызывающего страх, в тщательно подобранном объеме.
  • Техника работы с защитными механизмами. Определение неадекватных механизмов защиты и их отрицательных последствий. Помощь психотерапевта в признании этих механизмов пациентом. Принятие клиентом ответственности за свои поступки и за свою жизнь.
  • Техника идентификации межличностной патологии. Терапевт помогает в осознании проблем в межличностном общении и обучение навыкам адекватного выражения чувств.

Современники: Леонтьев Д. А. 28.07.1960.

Личность проявляет себя, причем в своих наиболее существенных характеристиках, на ином, более высоком уровне функционирования, на котором иные закономерности  более  высокого  порядка  могут преодолевать  действие  базовых,  универсальных  закономерностей, подобно тому как взлетающий самолет, не отменяя законов тяготения, преодолевает  их  действие  благодаря  использованию  законов  более высокого  порядка —законов  аэродинамики.  «Вторая»  психология вбирает в себя первую, обозначая ее границы, подобно тому как физика Эйнштейна обозначила границы применимости Ньютоновой физики, не отрицая  ее  в  целом.  Основной  проблемой  оказывается  проблема сопряжения достаточно разных языков и терминологических систем, на которых описывается функционирование человека в одной и в другой системах отсчета. Они различаются между собой в о многих отношениях, однако  в  качестве  системообразующего  момента  мы  рассматриваем проблему    детерминизма/самодетерминации    жизнедеятельности личности, связывая «первую», традиционную психологию с акцентом на необходимости  и  детерминированности,  а  «вторую»  психологию — с акцентом на возможности и самодетерминации.


This entry was posted in Психология, Философия. Bookmark the permalink.

Comments are closed.